2014-05-23

Опубликовано в газете Ведомости

Ежегодно с рынка свадебных услуг уходит около 30% игроков, не сумевших предложить ничего отличного от протокола классической свадьбы. А ведь охочие до оригинальности клиенты готовы платить даже за торжественный развод

С июня и до самого сентября — жаркое время для свадебных агентств. «Летом мы обслуживаем около 450 заказов на организацию свадьбы и проводим до 15 официальных регистраций брака в усадьбах», — рассказывает Кирилл Морозов, гендиректор группы компаний «Праздник» (входящее в нее свадебное агентство «Ренессанс» предлагает стилизованные свадьбы и выездные регистрации в усадьбах). Зимой, по его словам, клиентов в 3-4 раза меньше. По данным Национальной ассоциации организаторов мероприятий (НАОМ), если за первые три месяца 2013 г. в загсах Москвы было зарегистрировано 16 295 браков, то только в июне их количество достигло почти 12 000.

Но растущий летом спрос на организацию свадебных торжеств еще не говорит о том, что праздничные агентства в это время срывают куш. Ежегодно со свадебного рынка уходит до 30% игроков, не сумевших предложить клиентам нечто отличное от обычной свадьбы, говорит Сергей Князев, владелец и генеральный продюсер эвент-холдинга «Князевъ». По его наблюдениям, чаще всего это касается молодых агентств, которые, едва открывшись, уже испытывают серьезный пресс конкурентной борьбы.

Клиенты, по словам игроков рынка, стали самостоятельнее. К примеру, любой может воспользоваться порталом 4banket.ru, который публикует информацию о площадках, ведущих и свадебных идеях. В последнее время стали также появляться специальные группы в социальных сетях, которые помогают молодоженам. В будущем это может подорвать бюджет не одного агентства, считают в НАОМ.

Оригинальные настроения

«Обряды вроде выноса каравая и хождения молодоженов по трем дорожкам “счастья” уходят в прошлое, — убежден Князев. — Чем-то новым для России становится церемония бракосочетания за пределами загсов — на борту теплохода или на пешеходном мосту, в сквере или в парке, на крыше небоскреба или в брутальном бункере глубоко под землей. Банкеты тоже все чаще проводят не в ресторане, а на зеленых лужайках в пригороде, на территории яхт-клубов или на борту летающего вокруг города грузового самолета, украшенного под дорогой банкетный салон».

По его словам, особо прогрессивные клиенты заказывают стилизованные свадьбы: например, просят обыграть ее по сюжету любимой книги или фильма. Бывает, им хочется подъехать к загсу не в лимузинах, а на мотоциклах или на украшенном свадебной атрибутикой троллейбусе, войти в зал бракосочетаний в коже или в шортах.

Пройдите тест: Не пора ли вам открыть свое дело 

«Гораздо большее значение молодожены стали придавать декору, — вторит Инга Мунина, директор эвент-агентства “Аврора” (Иркутск). — Если раньше сложно было объяснить, почему на это стоит потратить несколько десятков тысяч рублей, то сейчас только на флористику люди готовы выложить сотни тысяч».

«Резко снизился спрос на оформление свадьбы шарами — примерно в три раза. Стали оформлять цветами, — соглашается Мария Чумак, директор свадебного агентства Tiffanis, находящегося в Сочи. — В прошлое уходят “стаканчики на капоте” — вместо них предлагают красивый фуршетный стол (кэнди-бар). Свадьбу теперь ведет не тамада с баяном, а талантливые молодые ведущие и музыканты».

Впрочем, все вышеописанное — не более чем отражение новых настроений. Массовых заказов на такого рода услуги пока нет, признают участники рынка. «С каждым годом мы, конечно, отмечаем увеличение заказов на организацию выездной церемонии бракосочетания, но в целом из 100 свадеб больше половины проводится по давно установленному протоколу: выкуп невесты, заключение брака в загсе, фотосессия, свадебный банкет», — перечисляет Князев.

Поскольку организовать свадьбу по такому сюжету нетрудно, агентства конкурируют между собой не в креативе, а в стоимости услуг — выживают те, кто способен предложить классическое торжество по умеренной цене, замечает он.

Профессия — распорядитель

Игроки рынка свадебных услуг всячески пытаются подстроиться под новую экономическую реальность. «Все больше компаний предлагают как комплексные, так и отдельные услуги, — рассказывает Дмитрий Калантаров, организатор праздничных мероприятий премиум-класса. — В частности, среди клиентов со средним бюджетом в 1-1,5 млн руб. пользуется популярностью услуга “свадебный распорядитель”. Это когда заказчик получает от агентства человека, который помогает ему с выбором опций и рекомендует соисполнителей по различным сервисам — аренде автомобиля, кейтерингу, оформлению, шоу-программе, видео- и фотосъемке».

В большинстве случаев распорядитель рекомендует проверенных подрядчиков, которые готовы делиться процентом с теми, кто «приносит» им заказ, поясняет Калантаров. Но поскольку в этом случае агентство не несет ответственности за комплексную реализацию, а подрядчики могут появиться новые (их, например, пригласит сам заказчик), свадебный консультант в переговорах с ними, как правило, находит аргументы, чтобы понизить стоимость услуги на 10-20%. Оптимизировав расходы клиенту, он, в свою очередь, может договориться с ним о получении части из сэкономленных средств.

Торжественный развод

Некоторые свадебные агентства решили конкурировать, организуя не только свадьбу, но и развод. Так, в агентстве «Радость всем» такую услугу начали предлагать с 2012 г. — просто ради эксперимента, не особо веря, что на нее будет хоть один отклик. «За полтора года мы организовали около 12 торжественных разводов, — рассказывает директор агентства Анастасия Чернецова. — Конечно, разводы еще не пользуются большой популярностью: некоторые клиенты хотят отпраздновать это событие, но зачастую даже не знают как». Обычно все происходит по сценарию «антисвадьба», т. е. проводятся ритуалы вхождения в холостую жизнь, продолжает Чернецова. По ее словам, чаще всего услугу развода покупают мужчины. В среднем она обходится клиенту в 80 000 руб., включая аренду ресторана, еду, оформление помещения, участие ведущего и диджея. Агентство получает 10% от суммы заказа.

Идея празднования разводов вряд ли приживется в России, убежден Калантаров. «Развод — это всегда крайне неприятный поворот в семенной жизни, и только люди с большим чувством юмора и легким характером могут позволить себе такие игры, — рассуждает он. — Тем более что у всякой инициативы должна быть цель — для чего это затевать? Для того чтобы заявить, что “такие-то классные люди свободны” или чтобы остаться друзьями? Цель у такого мероприятия может быть только одна — попытаться сохранить семью».

Миллион на старте

«Тематические свадьбы более всего востребованы в сегментах “бизнес” и “люкс”, — говорит Князев. — Для экономкласса свадьбы на 90% классические. Поэтому, чтобы молодому агентству закрепиться на рынке, ему следует продвигать свои услуги в дорогие сегменты, а здесь уже требуется серьезный стартовый капитал на офис, профессиональный персонал и особая рекламная кампания. Это примерно около 1-3 млн руб. на первые три месяца».

Как показывает опыт некоторых агентств, клиенты действительно готовы нести дополнительные расходы, лишь бы отойти от формата «свадьба как у всех».

«Несмотря на то что в Иркутске есть новый Дворец бракосочетаний, многие выбирают вариант потихоньку зарегистрировать брак в районном загсе, а потом сделать красивую выездную регистрацию», — рассказывает Мунина. Стоимость такого удовольствия, по ее словам, складывается из услуг регистратора (3500-5000 руб.), оформления арки (10 000-15 000 руб.) и аренды звукового оборудования (около 5000 руб.). Регистрация в загсе почти бесплатна (госпошлина — и все), но она по сравнению с выездной церемонией скучна.

В других городах расценки могут быть и выше. «У нас эта услуга стоит от 70 000 руб. в зависимости от площадки, количества гостей, флористического оформления и общей режиссуры, — говорит Чумак из сочинского агентства Tiffanis. — Но мы и работаем в высоком ценовом сегменте и имеем дело с бюджетами не меньше 300 000 руб. Организация свадебных торжеств с нашей помощью обходится клиентам от 0,5 до 7 млн руб.».

В среднем успешное агентство проводит 4-7 свадеб в месяц, если брать показатель рынка экономсвадеб, говорит Князев. В год у такого агентства формируется портфолио из 30-50 свадеб, и с ним трудно конкурировать начинающим игрокам. Что касается сегмента бизнес-класса, то здесь, чтобы получить заказы, требуется устроить 3-5 оригинальных PR-акций и пару бесплатных свадеб для медийных персон в течение нескольких месяцев, замечает предприниматель. Все это, по его словам, довольно трудный и весьма затратный путь, которым могут воспользоваться далеко не все начинающие агентства.

«А некоторым, чтобы начать бизнес, достаточно ноутбука, — убеждена Чумак. — Достаточно встречаться с невестами в кафе и иметь список подрядчиков. Но есть и те, кто подходит к бизнесу основательно: арендует офис, регистрирует фирму, создает сайт, нанимает штат сотрудников, открывает собственную флористическую студию. Тут бюджет “открытия” начинается от 1 млн руб. и выше».

Архив статей
 
 
 
 


 
 
 
  Быстрый поиск

  Найти

 
     
 

Авторская школа event-менеджеров «КнязевЪ»

г. Москва, м. Павелецкая (радиальная), ул. Дербенёвская, д. 1 

+7 495 151-93-97, info@knyazev-shkola.ru      Дистанционное Отделение +7 919 770-35-08, distanc@knyazev-shkola.ru

Создание сайта: web2b