Увенчиков Игорь Михайлович - (Генеральный директор издательства журналов «Праздник» и «Корпоративная культура», Президент «Фонда Праздник»)

Игорь Михайлович Увенчиков, Генеральный директор издательства журналов «Праздник» и «Корпоративная культура», Президент «Фонда Праздник», автор тренинга «Развитие дремлющих креативных задатков в каждом человеке» Авторской школы Сергея Князева, поделился своим мнением о event-образовании, видении профессии и о сложностях организации праздников.

Игорь Михайлович, вот открылась Школа Князева. Есть ли смысл в ее создании? Нужна ли она?

– Безусловно, смысл вижу огромный, Школа действительно нужна. Здесь речь идет о формировании среды, которая нужна людям, сделавшими эту профессию целью своей жизни. В любой профессиональной среде есть свои тенденции, направления и определенные правила игры. Когда все это стабилизируется и выполняется, работается очень хорошо и комфортно. Если есть понимание того, что рубль – это рубль, а не 93 копейки, тогда все ясно, и слово профессионал имеет собственное значение. Поэтому, я считаю, что Школа нужно. В любой профессии необразованность и дилетантизм имеет негативное влияние. С чем Сергей и борется, не смотря на то, что многие считают, что это никому не нужное дело – плодить конкурентов. С другой стороны есть люди, которые думают, что у Сергея Князева есть цель монополизировать рынок. А я не думаю, что это так, этот рынок нельзя монополизировать, просто фирма-монополист не сможет существовать. Она формализуется и бюрократизируется.

Как Вы думаете, существует ли перспектива развития Школы по России?

– Почему бы и нет, ведь вопрос не в том, пытается ли Сергей подменить Институт Культуры или какие-то вузы, существующие в разных городах России. Не думаю, что стоит такая задача. Просто, если делается госпредприятие, все равно есть закостенелость. А Школа – это живой организм, некоторое информационное пространство для обмена опытом, сюда приглашаются разные практики, которые делятся своими наработками. Хуже будет, если в ней появятся преподаватели, деканы, зав. кафедры. Когда это импровизация, когда я не чувствую себя преподавателем и от меня не зависит, что я поставлю в зачетке, я играю другую роль, по-другому разговариваю.

Вам интересно передавать опыт?

– Я сказал бы по-другому, здесь осуществляется двусторонний обмен, в результате которого многое получаю и я. Я вас завел, услышал от вас два слова, которые запали в душу или на которые обратил внимание, а завтра они выльются во что-то другое, после того, как я просто обдумаю их. Таким образом, вы мне тоже даете. Это не значит, что пришел учитель, мастер, гуру. Я присутствовал у Сергея, у него такая же технология, тактика ведения занятий. Мы сами питаемся от этого и получаем от вас информацию. Я не готовлюсь играть перед вами спектакль, это меня действительно заводит. То, что я вам рассказываю, для меня обыденно, пройдено, не раз об этом рассказывал, конечно, это мне нравится, это меня заводит. А иногда, бывает так, что я пропускал какие-то вещи, даже рассказывая о них, а на этот раз завело, повлиял какой-то вопрос или ситуация: я вас вижу, совершенно другие лица, в совершенно другой форме, настроение немножко другое.

Можно ли человека, пришедшего с улицы, научить в Школе делать праздник?

– Не надо употреблять слово учить. Я пришел не учить вас, а побеседовать с вами, рассказать, чем я занимаюсь, чем дышу, как я это делаю, если вам интересно, я рассказываю. Я не учитель.

Я не собираюсь никого учить и не имею на это права. Для этого надо закончить определенный ВУЗ, работать по определенной технологии. А вообще мне кажется, творчеству нельзя научить, ему надо помогать, его надо направлять, поддерживать.

Какие вы можете дать советы, чтобы развивать креативность мышления. Скажу по себе. Я могу оценить любую прекрасную идею, но сама выдавать – крайне редко…

– Во-первых, надо снять эту завесу, что вы не можете это сделать. Гениев очень мало, да и не может быть много. А творчески мыслить может любой человек, даже тот, кто стоит за станком и что-то делает. Есть классический фильм с Януковским, в котором он говорит, что за дурость была, когда он думал, что делает детальки. Это действительно так, не надо думать: «Детальки!» Думайте, над каким важным и необходимым делом вы трудитесь, и тогда вы будет делать его с душой. Научить мыслить – и есть школа, основная задача обучения. Нельзя за четыре занятия, за полмесяца сделать из человека специалиста. Если человек тянется к этому, здесь, в этой школе можно дать ему импульс. Дальше, дав эти навыки, уже собственным жизненным опытом или опытом своих товарищей пополнится его багаж. Если пришел новичок, ему можно показать сложность и интерес этой профессии, пусть он взвесит и посмотрит, что перетягивает. Если то, что он не может без этого, пускай идет учиться, но это не значит, что, окончив курсы и получив корочку, он станет специалистом. Это только начало, первый шаг. Я тоже не специалист, я сам пришел сегодня учиться. Пообщавшись с группой, я получил определенные мысли, увидел, как каждый человек по-своему мыслит, для меня это тоже учеба. Для меня учеба – наблюдать, как коллектив работает над тем или иным заданием.

Можете вы дать рекомендации для проставления какого-то зачета, не в буквальном смысле, хорошо – отлично, а по отношению к диплому

– Рекомендации кому?

Немного уточню вопрос. Рекомендации не кому, а для кого. Для самого человека, чтобы оценить его креативность?

– Ну да, у нас вся жизнь такая, за бюрократией. Не думаю, что сыграет большую роль то, что Князев вместо одной подписи поставит две. Нет, это не должно работать. Молодой человек, который сюда пришел, не должен к этому стремиться, что диплом у него будет синий, красный, с золотой тесьмой или еще какой-то. Нужно, чтобы он мог сопоставить его тягу к профессии с ее трудностями. Еще он должен понимать то, что ему надо учиться, учиться и учиться. Каждый день себя тренировать, Не пытаться перепродать сценарий, найденный в Интернете. Это не ценится. А создавать что-то свое. Сергей по тому и на слуху, что делает все время новые вещи, а не катает одно и тоже.

Сейчас на рынке большое количество event-менеджеров. Есть ли возможность создать свой профсоюз, и насколько он нужен?

– Это очень сложный вопрос, инициаторами которого мы даже выступали. На данный момент о союзе говорить рано, чтобы он не был формализован, а вот некие сообщества и клубы, наверно, да. Это должен быть некий клуб, такой, в котором я не был бы обременен членством, не должен вовремя приходить, платить деньги, а потом козырять членским билетом, демонстрируя, что я вхожу в некий союз. Это сразу убивает все творчество. Я хочу приходить в клуб, зная, что в нем собираются по пятницам раз в месяц, смог пришел, не смог, так не смог. Но я туда тянусь только для того, чтобы пообщаться. Опять же, зачем нам нужен союз? Чтобы отстаивать определенные интересы, но к этому пока не готовы. Слишком мало компаний готовых, как Сергей, делиться информацией. А любой союз, например, художников, дизайнеров и т.д. – форма ответственности, форма защиты. При советской власти, союз художников предоставлял льготные мастерские, помогал попасть на какие-то зарубежные выставки, получить заказ и платил пенсию. Художник, как творческий человек, на работу не ходит, пишет картины, а когда состарится, пенсия ему нужна, вот союз художников ее и платит.

Сейчас есть понимание, что это надо. Тот, кто это декларирует, сам не знает для чего надо, как это будет, кто будет отстаивать интересы или еще что-то. Даже те, кто хочет вступить в этот союз, не смогут ответить внятно на вопрос зачем. Он еще будет приписывать к своему резюме, что он член союза. Да, такая структура будет нужна, но она пока еще не созрела.

Возможно ли сотрудничество между агентствами, и до какого предела?

– Сотрудничество должно быть, а пределов не должно быть.

Возможна ли покупка одним агентством у другого креативных идей?

– Конечно. Потому что, если такая ситуация, что, допустим, я работаю в каком-то агентстве, могу что-то придумать, а агентству нет надобности в этой идеи, тогда я могу продать ее на сторону. К тому же есть творческие личности, которые, в принципе автономны, да они под кем-то работают, но я пишу статью, она моя собственность, я могу продать ее на сторону. Кстати то же самое происходит в рекламе и PR. А могут появиться и чисто креативные агентства, которые будут зарабатывать деньги на креативе. Они не будут организовывать мероприятия, не будут связываться с чем-то другим, а будут заниматься исключительно продажей идей. Другое агентство, которое организует мероприятие, имеет профессиональный менеджерский состав, берет эту идею и великолепно ее реализует.

Как Вы считаете, разрабатывая сценарий, нужно идти от нужд клиента или задумывать событие и под него искать деньги?

– Это сложный вопрос, потому что, если мы не будем делать простые, стандартные мероприятия, а только креативить, то можно ноги протянуть. Всему нужна мера. Можно продавать и обыкновенные утренники и свадьбы, но в этом обыкновенном делать нечто оригинальное. Если все нормально, свадьба у человека бывает только раз в жизни и сделать ее нужно хорошо. И не уповать на папу с мамой, которые являются заказчиками, и не говорить, что они непробиваемые и не понимают, что их детям можно сделать интересную свадьбу. Надо попытаться, где-то пойти на хитрость. Например, сказать, что мы вам все сделаем, а где-то аккуратно ввернуть нечто свое и немного. Везде нужно делать что-то креативное. Но надо помнить, что иногда креатив может разрушить те эмоции, на которые заказчики рассчитывали. Мы, как хирурги, но они работают с телом, а мы с эмоциями, которые одним движением пальца можно превратить или в положительные, или в отрицательные.

Есть ли особенности у русской аудитории в выборе праздников?

– Конечно, есть, и они обусловлены традициями. Но, к сожалению, понимание народных праздников трансформируется не в лучшую сторону, отходит от традиций, сохраняя только названия. Многие молодые люди не представляют себе, что стоит за большинством народных праздников, что они означали у предков, хорошо, если знают хотя бы название. Вот есть праздник, вот на нем надо сказать тост, сделать то-то, перевернуться через плечо, и т.д. Осталась только внешняя сторона, потеряна сакральность и понимание того, что предки в это вкладывали определенный смысл, который работал дальше. Это утеряно. Естественно, у каждой национальности есть свои праздники и традиции. Даже если брать, казалось бы, элементарно, город Москва, такой организм, в которой сотни, а может и тысячи национальностей, разного понимания, где не всегда просто выделить «русскую аудиторию». И все это надо учитывать, подходить к этому аккуратно. Если обратился заказчик не вашей национальности, надо понять, что ему надо и может быть даже отказаться от заказа и порекомендовать ему какое-то агентство, которое специализируется на соответствующих вещах и может более тонко понять его, а не навязывать нечто не соответствующие. Например, пришла компания кавказской национальности, а мы навязываем им игру на ложках и гармошку. Просто люди этого не поймут, да и не совсем того они хотели. Если мы занимаемся праздниками, то надо много работать над собой, расширять знания и кругозор. А я сейчас вижу в людях то, что они не хотят пойти в библиотеку, взять книжки и узнать, что такое народный праздник. Они думают, что если мы живем в 21-ом веке, то он нам и не нужен. Если говорить о Масленице, то это блины, икра и водка и все, а что за ним стоит, что он собой представляет, они не знают. Я бы ввел в event-образование еще и этнографа, потому что молодым людям, обучающимся в Школе, это действительно нужно. Может, они и не будут этим заниматься, а будут организовывать исключительно гламурные вечеринки, хотя, без основ, нельзя понять, что такое праздник. Часто говорят, мы ивентщики, мы празднищики. Так разберитесь. Одно и тоже это? Например, в Институте культуры есть деление на режиссера массовых мероприятий и режиссера театральных постановок, но режиссер остается режиссером. А здесь, поскольку ивент звучит модно, как это так называть себя организатором праздников? А что в этом зазорного? Если ты занимаешься событием, так и говоришь, что я занимаюсь событием, не праздником, организую пресс-конференции, мероприятия официального значения, хотя, элемент праздника и туда тоже можно ввести.

Каким вы были в детстве, что вас интересовало?

– Меня много чего интересовало, поэтому, наверно это и сказалось. Я остался увлекающимся человеком, мне все интересно. Не знаю, я близнец. Но я не отношу к этому, потому что я видел и другие знаки зодиака и похлеще меня.

А ваше образование как-то связано со сферой вашей деятельности?

– Нет, я просто много в этом вращался. Как может быть связано, если, допустим, в молодости я занимался дискотекой, лет 15 стоял на сцене и руководил вокально-инструментальным ансамблем. Я защищал диплом на тему: «Комплекс отдыха молодежи» - архитектурный проект. Делал мероприятия, рекламные компании.

Как вы относитесь к тому, что компания проводит только PR-акции и под это дело проводит всякие там фестивали, события, экшины? Есть ли будущее у этого продукта?

– Так однозначно говорить нельзя, потому что это одна из форм продвижения товара или бренда. Когда, допустим, делало телевидение, продвигало по-своему.

Точнее, агентство предлагает именно этот продукт, приходя в компанию и говоря, что хотят сделать то-то и то-то именно для нее.

– Почему бы и нет. Просто меняются подходы к информационной и рекламной политике вообще. Да это и должно быть так, потому что меняются технологии. Например, 9 лет назад, Интернет не существовал в России, а теперь занимает второе место после телевидения, а то и перегнал его по бюджетам, завтра еще что-то будет. Люди устали от телевиденья, поэтому все чаще организуются акции, праздники. Они понимают, что товар надо выводить к народу опять таки через эмоции. К сожалению, телевидение не передает эмоций живого общения с клиентом, когда показываешь ему товар, а вот, если делаешь какой-то праздник… Конечно, охват не тот, у телевидения – миллионный, зато те, с кем идет эта работа, точно будут клиентами, а вот будут ли миллионы...

Можете напоследок рассказать какой-то анекдот или какую-то забавную ситуацию, связанную с вашей сферой деятельности?

– Смешных вещей я не припоминаю. Больше вспоминаются ситуации, когда не удавалось что-то воплотить, кто-то из участвующих в организации мероприятия подводил, не приходил или приходил пьяным, срывал, за это как-то больше переживаю.

Тогда другой вопрос: есть ли какая-то заветная мечта, которую пока не удалось воплотить, но она уже реет?

– На это тоже трудно ответить. Я мечтаю много, каждый день и сказать, что из них заветное, а что нет нельзя. Я считаю, что человек должен мечтать, особенно творческий. Креатор будет кривить душой, если скажет, что он не мечтает, а креативит. А креатив и есть мечта. Если я работаю сегодня, для меня самое главное то, что я делаю сегодня. Давайте, наверно, жить сегодняшним днем, оно лучше. Будет завтра, будем знать завтра что-либо.


 
 
 
 


 
 
 
  Быстрый поиск

  Найти

 
     
 

Авторская школа event-менеджеров «КнязевЪ»

г. Москва, м. Павелецкая (радиальная), ул. Дербенёвская, д. 1 

+7 495 151-93-97, info@knyazev-shkola.ru      Дистанционное Отделение +7 919 770-35-08, distanc@knyazev-shkola.ru

Создание сайта: web2b